Давайте вместе наведем порядок
Уважаемые граждане и юридические лица!
Информируем о принятии и вступлении в действие с 29.06.2021 года Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518-ФЗ), положениями которого предусмотрено проведение органами местного самоуправления мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).
Ранее учтенные объекты недвижимости – это объекты, технический или государственный учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до 01.03.2008 (до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Кроме этого, объекты недвижимости, государственный кадастровый учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены, которым присвоены условные номера, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости считаются в том числе те, права на которые возникли до вступления в силу Закон № 122-ФЗ и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него.
В соответствии с Законом № 518-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно анализируют сведения о таких объектах недвижимости в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, Пенсионном фонде России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и иных органах, имеющих в распоряжении необходимую информацию. Также администрации обращаются к гражданам (через официальное опубликование, интернет, информационные щиты, путем направления писем) с просьбой сообщить данные о правообладателе объекта недвижимости.
В ходе данных мероприятий по заявлению органа местного самоуправления, решению администрации о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и иных документов в ЕГРН вносятся сведения о ранее учтенном объекте недвижимости (при их отсутствии) и о его правообладателе, что не является государственной регистрацией прав и не препятствует ее осуществлению в общем порядке.
Гражданин по своему желанию может самостоятельно обратиться в орган регистрации прав с целью внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН (если сведения об объекте отсутствуют в ЕГРН) и государственной регистрации прав на него. В случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости, заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Для этого заявителю (правообладателю или представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности) необходимо обратиться в офис МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости с паспортом и правоустанавливающим документом на объект недвижимости или воспользоваться официальными сайтами Кадастровой палаты или Росреестра. Обращаем внимание, что госпошлина за государственную регистрацию права, возникшего до 31.01.1998, не взимается.
Наличие сведений в ЕГРН о ранее учтенных объектах недвижимости убережет граждан от противоправных действий с их имуществом, обеспечит защиту их прав и имущественных интересов. Это позволит органу регистрации прав направлять в адрес собственника различные уведомления, согласовывать с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.
Также Законом № 518-ФЗ предусматривается возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Орган местного самоуправления вправе обратиться с заявлением о снятии такого объекта с государственного кадастрового учета, на основании подготовленного им акта осмотра такого объекта.
Отсутствие сведений о правах в ЕГРН, а также информации о правообладателях объекта недвижимости в органах местного самоуправления является основанием для инициирования муниципалитетом процедуры признания имущества безхозяйным.
Указанные мероприятия направлены на упорядочение отношений в сфере оборота недвижимого имущества. В этой связи Росреестр утвердил и реализует «федеральную дорожную карту» по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями. В нашем регионе Управлением Росреестра по Алтайскому краю совместно с Правительством Алтайского края утверждена местная «дорожная карта» по указанной тематике. Граждане (представители организаций) могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросам оформления прав на недвижимость и внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и их правообладателях. Подробнее можно узнать в Межмуниципальном Целинном отделе Управления Росреестра по Алтайскому краю по телефону 8 (38596) 21551.
Начальник Межмуниципального Целинного отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Нина Пульникова